В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Второй комментарий к Статье 108 Трудового кодекса
>1. Изменения, внесенные в ст. 108, состоят в исключении из текста ч. 2 и 3 слова «организации». Это вполне оправданно, поскольку во всем ТК РФ проводится линия на обеспечение действия его норм и других норм, регулирующих трудовые отношения, не только в организациях, но и у индивидуальных предпринимателей. Такое же изменение внесено и в следующие статьи ( , и др.).
2. Текст ст. 108 ТК РФ почти полностью соответствует тексту ст. 57 КЗоТа 1971 г. В дополнение к прежним нормам, касающимся перерывов для отдыха и питания, в ч. 1 ст. 108 ТК РФ установлена не только максимальная (не более двух часов), но и минимальная (не менее 30 минут) продолжительность этого вида отдыха.
Однако затруднительно предоставлять перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 30 минут там, где работа организована по трехсменному графику. При этом один час, на который должна сокращаться ночная смена, делится на все три смены.
Если строго соблюсти продолжительность перерыва для отдыха и питания режим работы не позволяет, работодатель должен обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время в соответствии с ч. 3 ст. 108 ТК РФ.
3. В ст. 108 ТК РФ отсутствует указание на необходимость предоставления перерыва для отдыха и питания, как правило, через четыре часа после начала работы (ср. с ч. 3 ст. 57 КЗоТа 1971 г.).
Вопрос о времени предоставления перерыва для отдыха и питания, а также о его конкретной продолжительности должен решаться правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.
4. Сложилась практика, по которой работники с неполным рабочим временем трудятся без перерыва для отдыха и питания.
По-видимому, вопрос о предоставлении этим работникам указанного перерыва может решаться в зависимости от продолжительности неполного рабочего времени по соглашению между работником и работодателем.
5. В связи с тем что в соответствии со время отдыха, в том числе перерыва для отдыха и питания, работник может использовать по своему усмотрению, он вправе на это время отлучиться с места работы (в том числе с территории организации, с которой состоит в трудовых отношениях).
6. В связи с этим перерывы для отдыха и питания в рабочее время не включаются.
7. Решение вопроса организации приема пищи на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, отнесено на уровень локального регулирования.
Обязанность работодателя в таких случаях обеспечить работнику отдых и прием пищи в рабочее время реализуется в правилах внутреннего трудового распорядка. В них должен быть предусмотрен перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи.
Статья 37 Конституции РФ закрепляет право всех граждан на отдых.
Право граждан на отдых обеспечивается не только ограничением рабочего времени, но и предоставлением в соответствии с законодательством определенных видов времени отдыха в течение суток, выходных и праздничных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков.
Под временем отдыха в трудовом праве понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать но своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ).
Трудовым кодексом РФ установлены следующие (ст. 107 ТК РФ):
- перерывы в течение рабочего дня (смены);
- ежедневный (междусменный) отдых;
- (еженедельный непрерывный отдых);
В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 мин, которые не включаются в рабочее время.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.
На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации (ст. 108 ТК РФ). Они же устанавливают и специальные краткосрочные перерывы, включаемые в рабочее время (ст. 109 ТК РФ).
На отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда.
Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и другим работникам в необходимых случаях предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. На работодателя возлагается обязанность обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников.
К внутрисменным перерывам также относятся перерывы для кормления ребенка до 1,5 лет через каждые три астрономических часа. Они включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку. Продолжительность их — не менее 30 мин для одного ребенка, а при наличии двух и более детей до 1,5 лет — не менее часа. По желанию матери и по согласованию с администрацией эти перерывы могут быть соединены и отнесены на конец или начало рабочего дня или присоединены к обеденному перерыву. Эти перерывы предоставляются в соответствии со ст. 264 ТК РФ и лицам, воспитывающим детей без матери: одинокому отцу, опекуну, попечителю. Этим лицам предоставляются все другие льготы, предусмотренные для женщин-матерей: ограничение командировок, сверхурочных работ, отпуска по уходу за детьми и др.
Ежедневный (междусменный) отдых
>В качестве вида времени отдыха закрепляет ежедневный (междусменный) отдых — это время с момента окончания работы и до ее начала в следующий день. Нормы, регулирующие его продолжительность, порядок предоставления и т. д. в Трудовом кодексе отсутствуют. Его продолжительность определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности и зависит от продолжительности рабочего времени. По сложившейся практике режим работы в организации устанавливается, как правило, таким образом, чтобы минимальная продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем обеденного перерыва была не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху день.
Для отдельных категорий работников минимальная продолжительность ежедневного отдыха определяется специальными нормативными правовыми актами. Например, согласно и. 18 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 16.05.2003 г. № 133, ежедневный отдых указанных работников не может быть меньше 12 часов.
Трудовое законодательство требует предоставлять работникам специальные перерывы, обусловленные технологией производства. Технический перерыв устанавливается работодателем, однако существуют регулирующие правила для такого перерыва. Рассмотрим их.
Технический или технологический перерыв
>В соответствии со статьей 107 Трудового кодекса РФ одним из видов времени отдыха признаются перерывы в процессе рабочего дня.
Как следует из статьи 109 Трудового кодекса РФ, отдельные виды работ подразумевают необходимость предоставления сотрудникам возможности отдохнуть в течение рабочего дня. Это обусловлено спецификой технологии, производства и условий работы. Конкретный перечень таких работ и порядок предоставления соответствующих перерывов закрепляются в правилах внутреннего распорядка.
Такими перерывами, к примеру, могут быть:
- технологический перерыв на проветривание помещения ввиду концентрации в воздухе вредных веществ;
- перерыв на уборку помещения по причине регулярного загрязнения отходами, образующимися в процессе производства или переработки;
- перерыв на обновление информации из внешних источников, получаемой в режиме «онлайн», и т.п.
По мнению Роструда, технологические перерывы в рабочее время к этому (рабочему) времени и относятся (Письмо Роструда от 11 апреля 2012 года N ПГ/2181-6-1). Другими словами, такие перерывы не увеличивают продолжительность рабочего дня, а включаются в него.
Перерыв при работе за компьютером
>Одним из видов работ, в отношении которых Трудовым кодексом предусмотрена четкая регламентация предоставления технологического перерыва, является работа за компьютером.
Порядок организации работы для лиц, труд которых связан с компьютерной техникой, регулируют, в частности, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (утверждены 30 мая 2003 года).
В зависимости от вида работ и степени нагрузки Приложение 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 устанавливает, что время отдыха при рассматриваемом виде работ должно составлять в течение рабочего дня от пятидесяти до ста сорока минут.
В Типовой инструкции ТОИ Р-45-084-01 (утверждена 2 февраля 2001 года, далее — Инструкция) содержится более детальная регламентация рассматриваемого вопроса.
Согласно Инструкции длительность работы с компьютером без специального перерыва не может быть более двух часов.
Целью предоставления такого перерыва является уменьшение напряжения, усталости глаз и т.д.
Технологические перерывы при 12-часовом рабочем дне
>Согласно Методическим рекомендациям МР 2.2.9.2311-07. 2.2.9 (утвержденным Главсанврачом 18 декабря 2007 года) при работе в дневную двенадцатичасовую смену со средней напряженностью труда рекомендуется предоставлять два обеденных перерыва, четыре дополнительных перерыва по 10 минут, а также время для кратковременного сна длительностью 45-60 минут после первого обеденного перерыва.
Данная мера направлена, в т.ч., на профилактику стрессового состояния сотрудников и, как следствие, на улучшение условий труда и состояния здоровья работников.
В то же время обращаем внимание на то, что данный документ носит рекомендательный характер, а Перечень мероприятий по улучшению охраны труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года N 181н , не содержит мероприятий из данного документа.
В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
КОММЕНТАРИЙ 1.
В части 1 комментируемой статьи определено, что перерыв для отдыха и питания предоставляется в течение рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности.
Считается, что если продолжительность рабочего дня (смены) не превышает 6 часов, то работа может производиться без перерыва. Однако такая практика противоречит ст. 108 ТК РФ.
Если с согласия работников работа выполняется при установленном неполном рабочем времени (смены), то в течение установленной части рабочего дня или смены непредоставление перерыва не будет противоречить данной статье.
Время перерыва для отдыха и питания не включается в рабочее время (смену) и не оплачивается. Работник вправе использовать его по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ).
Длительность перерыва должна определяться с учетом конкретных условий и специфики деятельности того или иного подразделения и существующей организации питания работников. Она не должна превышать 2 часов и быть менее 30 минут.
Перерывы продолжительностью менее получаса должны включаться в рабочее время. 2.
Частью 2 комментируемой статьи установлено, что время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
Как правило, перерыв для отдыха и питания предоставляется через 4 часа после начала работы и не превышает двух часов. Обычно продолжительность этого перерыва составляет от 30 минут до одного часа и зависит от того, какие условия созданы в учреждении или организации для подхода к месту питания, соблюдения правил гигиены (мытье рук), приема пищи.
Перерывы могут регулироваться как правилами внутреннего трудового распорядка, так и коллективным договором (ст. 100 ТК РФ). При сменной работе перерывы для отдыха и питания устанавливаются графиками сменности, как правило, прилагаемыми к коллективному договору.
Часть 2 комментируемой статьи допускает возможность определения времени и продолжительности перерывов (в пределах, установленных законом) по соглашению между работником и работодателем. 3.
На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка учреждения или организации.
В течение рабочего дня (смены) работникам могут предоставляться и краткосрочные перерывы для отдыха и личных надобностей. Такие перерывы включаются в рабочее время и учитываются при установлении норм труда.
Могут предоставляться специальные перерывы, предусмотренные в целях охраны труда для некоторых категорий работников (ст. 109 ТК РФ).
Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, помимо перерыва для отдыха и питания предоставляются дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) (ст. 258 ТК РФ).
Для отдельных категорий работников, например, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, продолжительность перерыва для отдыха и питания и порядок его предос тавления определяются в специальных положениях об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха (ст. 329 ТК РФ), а п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утв. приказом Минтранса России от 30.01.2004 № 10, диспетчеру службы УВД при работе в ночную смену должен быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью 1 час с правом сна в специально оборудованном помещении.
Еще по теме Статья 108. Перерывы для отдыха и питания
>- Як вирішується питання у разі заявлення відводу всьому складу місцевого суду? Чи слід направляти справу до апеляційного суду для вирішення питання щодо підсудності?
- Згідно зч.4 ст. 61 ЦПК вирок у кримінальній справі, що набрав законної сили, обов"язковий для суду, що розглядає справу про цивільно-правові наслідки дій особи, стосовно якої ухвалено вирок, з питань, чи мали місце ці дії та чи вчинені вони цією особою. Чи є обов"язковим для суду такий вирок, в якому визначений розмір шкоди, завданого особі? Чи є обов"язковим для суду, що розглядає цивільну справу, постанова слідчих органів та з яких питань?
Статья 108. Перерывы для отдыха и питания
В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Статья 109. Специальные перерывы для обогревания и отдыха
>На отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и другим работникам в необходимых случаях предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников.
Статья 110. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха
>Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.
Статья 111. Выходные дни
>Всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.
Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.
У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.
Статья 112. Нерабочие праздничные дни
>Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:
При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи. Правительство Российской Федерации переносит два выходных дня из числа выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи, на другие дни в очередном календарном году в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи.
Работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение. Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором. Суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад).
В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. При этом нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года. Принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня.
Статья 113. Запрещение работы в выходные и нерабочие праздничные дни. Исключительные случаи привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни
Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях:
1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, допускается в порядке, устанавливаемом коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
В нерабочие праздничные дни допускается производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.
Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

