Онлайн калькулятор способен быстро и точно рассчитать ежемесячную материальную помощь, которая полагается матери, находящейся в .
Калькулятор пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет
>| Дата начала отпуска | |
| Первый ребенок? | Да Нет |
| Районный коэффициент | Ошибка |
Как пользоваться калькулятором
> Для самостоятельного расчета выплат необходимо выполнить 4 простых шага:- Дата начала отпуска. Введите число, с которого начинается отпуск по уходу за ребенком.
- Первый ребенок. Размер пособия зависит от количества детей, поэтому во втором поле нужно отметить, первый ли это ребенок.
- Районный коэффициент. В некоторых районах России установлен собственный . В этом случае размер финансовой помощи умножается на эту цифру. Укажите, если требуется.
- Данные по доходам за 2 года. При вводе доходов можно ввести как сумму всех доходов за календарный год, так и среднемесячную заработную плату.
- Исключаемый период. Затем необходимо вспомнить, сколько дней мать не работала за 2 предыдущих года. Нужно указать суммарное количеств дней, в которые мать находилась на больничном, по каким-либо причинам освобождалась от работы с сохранением заработка или была в декретном отпуске.
- 4512 руб. на первого ребенка;
- 6554,89 руб. на второго и последующих детей.
- 755000 руб. в 2017 году;
- 815000 руб. в 2018 году.
Формулы для расчета пособия
> При официальном трудоустройстве и ежемесячном перечислении средств в фонд социального страхования гражданам РФ полагается материальная помощь в размере 40% от среднемесячной зарплаты . Зарплата считается за последние 2 года до получения выплат. Точная формула для расчета:ЕДВ = СДЗ х 30,4 х 0,4Значения в формуле:
- ЕДВ - ежемесячные денежные выплаты по уходу за ребенком;
- СДЗ
- средний дневной заработок. Сумма рассчитывается с учетом полученного дохода за последние 2 года. Для расчета необходимо разделить выплаты, с которых происходили отчисления в ФСС за 2 года до наступления отпуска по уходу, на число календарных дней в периоде. 730 дней в обычных 2-х годах или 731 день, если один из них был високосным. В это число не входят следующие периоды:
- временное освобождение от работы, если заработная плата была полностью или частично сохранена, но ежемесячные страховые взносы не отчислялись;
- нетрудоспособности по причинам, доказанным документально;
- 30,4 - среднегодовое количество дней в месяце.
- 0,4 - значение, которое отражает ставку в 40% от заработной платы.
Пример расчета
> Гражданка М. за 2018 год заработала 650 тыс. руб. и 600 тыс. руб. за 2017 год. За последние 2 календарных года она один раз взяла больничный, по которому не работала 25 дней. Размер заработной платы не превышает максимальный в 2017 и 2018 годах, поэтому:650000 + 600000 = 1250000 рублей - размер заработной платы за последние 2 года. 731 - 25 = 706 дней - количество дней за 2 года, за которые проводились отчисления в фонд страхования. 1250000 / 706 = 1770.54 руб. - средний дневной заработок (СДЗ). ЕДВ = 1770.54 х 30,4 х 0,4 = 21529.75 руб. - размер пособия по уходу за ребенком.Эту сумму гражданка М. будет получать каждые 30 дней, пока ребенок не достигнет 1.5 лет.
Более подробно про расчет размера ежемесячных выплат можно прочитать в этой статье: "
С помощью декретного калькулятора можно рассчитать пособие по беременности и родам (больничный лист) и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. В соответствии со всеми утвержденными правилами. Калькулятор бесплатный, представлен сервисом Контур.Бухгалтерия.
После ввода необходимых данных о заработке за 2 расчетных года калькулятор рассчитает автоматически сумму выбранного пособия. Учитываются все необходимые ограничения. Например, если сумма пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет оказалась меньше минимального значения, установленного законодательством, калькулятор подскажет об этом и предложит минимальную месячную сумму пособия до 1,5 лет. Также можно увидеть подсказки со ссылками на статьи нормативных документов.
Как пользоваться калькулятором расчета декретных?
>Калькулятор рассчитывает пособие по беременности и родам (больничный лист) и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет всего за 3 шага.
- Шаг 1. На первом шаге для пособия по беременности и родам нужно указать данные из листа нетрудоспособности, а для пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет — данные о ребенке. С 2013 года из 2-х расчетных лет исключаются периоды нахождения на больничном или в отпуске по уходу за ребенком. Если такие периоды были, укажите их.
- Шаг 2. На втором шаге указывается заработок за 2 расчетных года и другие параметры, необходимые для расчета среднего дневного заработка.
- Шаг 3. На 3-м шаге вы увидите итоговый расчет пособия.
Расчет декретных на видео
>
Этот калькулятор является частью Контур.Бухгалтерии. У нас ещё много легких и быстрых расчетов для сложных вещей. Вы сможете легко рассчитать зарплату, больничные и отпускные, вести учет сотрудников, начислить зарплатные налоги и взносы, подготовить отчетность по сотрудникам в ПФР, ФСС и ФНС.
Онлайн-калькулятор поможет вам точно и быстро вычислить сумму детского пособия. Выплаты полагаются не только матери – получить средства вправе любой родственник, осуществляющий фактический уход (бабушка, отец и пр.). В ситуации, когда присматривать за ребенком помогает двое, сумма выдается только одному физлицу по выбору.
Методика расчетов основана на положениях Закона № 81-ФЗ от 19.05.95 г., Закона № 255-ФЗ от 29.12.06 г. Средства начисляются от даты начала детского отпуска и вплоть до достижения ребенком возраста 1,5 года. Для получения выплаты работодателю предоставляется пакет обязательных документов, включая заявление на отпуск и свидетельство о рождении.
Чтобы определить сумму, требуется значить величину среднедневного заработка работника. Для этого подсчитывается доход специалиста за 2 прошлых года. Затем от размера средней дневной зарплаты берется 40 % и умножается на 30,4. Главное при расчетах взять правильно сумму доходов за 2 года (те, с которых работодатель платит взносы по социальному страхованию) и число дней в периоде (кроме исключаемых).
Как работает калькулятор
>Чтобы вычислить сумму пособия к получению, необходимо ввести дату (по календарю) начала детского отпуска. Затем требуется обозначить, за каким по счету ребенком будет осуществляться присмотр. Сумма на второго и последующих детей установлена в повышенном размере. После чего отражается величина доходов за два прошлых года (в 2018 г. – это 2017 г. и 2016 г.) и вносятся исключаемые дни (при их наличии).
К примеру, работница уходит в детский отпуск 10.09.2018 г. Это первый ребенок, никакие районные коэффициенты не применяются. Оклад специалиста составлял 45000 руб. в 2016 г. и 50000 руб. в 2017 г. Исключаемых периодов за эти года не было. Расчет пособия по уходу до 1,5 лет:
- Общий доход = 45000 х 12 + 50000 х 12 = 1140000 руб.
- Средняя зарплата = 1140000 руб. / 731 дн. = 1559,51 руб.
- Средняя зарплата для расчета пособия = 1559,51 руб. х 40 % = 623,80 руб.
- Сумма пособия за месяц – определяется с учетом среднего показателя 30,4 = 623,80 руб. х 30,4 дн. = 18963,61 руб.
В расчетах учтены максимальная величина пособия на 2018 год (24536,57 руб.) и минимальная (на первого ребенка – 3142,33 руб., на второго – 6284,65 руб.). Если отдельный месяц является неполным, сумма определяется, исходя из причитающегося на отпуск числа календарных дней.
| Дата начала отпуска | |
| Первый ребенок? | Да Нет |
| Районный коэффициент | Ошибка |
Пособие по уходу за ребенком – это гарантированная ежемесячная социальная выплата, предоставляемая лицу, оформившему отпуск для ухода за малолетним до полуторогодовалого возраста. Факт выплаты не зависит от наличия официальной работы, предоставляется как безработным, так и работающим лицам. В статье расскажем про расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет,дадим конкретные примеры.
Размер пособия и место его получения для различных категорий граждан будет отличаться. Трудоустроенные лица соцпособие получают по месту выполнения рабочих функций, все прочие – в отделении соцзащиты, обслуживающем территорию проживания малолетнего и воспитывающего его лица.
Кому выплачивается пособие до 1,5 лет
>Человек, оформляющий пособие, должен убедиться в одновременном выполнении таких условий:
- Получатель должен быть застрахован в ФСС;
- Лицо должно оформить отпуск по уходу за ребенком.
Необходимые для оформления документы
>Выплата назначается по факту получения от претендента на пособие комплекта документации, включающей:
- Свидетельство, выдаваемое ЗАГСом при регистрации факта рождения;
- Заявление о желании получать соцпособие на указанного ребенка;
- Если ребенок не первый, то требуется предоставление свидетельства на ранее родившихся;
- При совместительстве нужна также справка о неназначении пособия по месту совместительства;
- Справки о заработке с предыдущих рабочих мест, если в последние 2 года претендент на пособие выполнял трудовые функции в других организациях и получал там доход. Документ необходим для правильного исчисления суммы пособия;
- Справка из компании, где трудится другой родитель о неназначении ему рассматриваемого пособия и непредоставлении отпуска на ребенка. Если другой родитель не трудоустроен, справку нужно получить в соцзащите.
Последний документ необходим для исключения двойного назначения соцвыплаты на одного ребенка. Читайте также статью: → “ ». Если ребенок второй по счету, то нужно это документально подтвердить с помощью свидетельства о рождении предыдущего. Если первый ребенок умер, то прикладывается свидетельство о смерти из ЗАГСа.
Заявление предоставляется в оригинале, все прочие документы в виде заверенных копий.
Пособие до 1,5 лет для работающих и неработающих лиц
>Величина выплаты зависит от места назначения пособия. Если получатель официально работает, то бухгалтерия работодателя проводит расчет на основании реальных доходов работника. Если получатель не имеет места работы, то пособие назначается ЦЗН в минимальном размере. Минимальные пособия регулярно проходят индексацию. Актуальные размеры минимальных выплат в рублях приведены в таблице:
| С 01 фев. 2016 г. | С 01 фев. 2017 г. | |
| 1-й ребенок | 2908 руб. 62 коп. | 3065 руб. 69 коп. |
| 2-1 ребенок | 5817 руб. 24 коп. | 6131 руб. 37 коп. |
Установленный в регионе повышающий коэффициент увеличивает минимально возможное пособие на ребенка.
Особенности назначения пособия одинокой матери
>Размер выплаты и порядок ее расчета для матери, ухаживающей за малолетним в одиночку, аналогичен порядку, установленному для полных семей. Никаких особых условий не предусмотрено. Некоторые регионы предусматривают дополнительные ежемесячные или разовые выплаты для одиноких матерей.
Инструкция по расчету пособия
>Нужно придерживаться следующей последовательности действий:
- Определение периода для проведения расчетов (2 календарных года перед годом наступления случая, требующего назначения соцвыплаты);
- Суммирование доходов сотрудника за временной отрезок, признаваемый расчетным (все доходы с отчислением социальных взносов);
- Вычисление количества расчетных дней, учитываемых в исчислении пособия (от суммарного количества дней в году отнимаются неучитываемые периоды, в числе которых больничные, декрет, отпуск за предыдущим ребенком, освобождение от обязанностей с сохранением заработка без социальных отчислений);
- Сравнение доходов для каждого года с установленными предельными базами для социальных взносов (если доходы превышают, то в расчет принимается их часть, ограниченная предельной базой);
- Подсчет заработка в среднем значении за 1 день, исходя из значений полученных в пп. 2 и 3;
- Сравнение величины из п.4 с минимально возможным значением – средним заработком за 1 день, посчитанным по МРОТ;
- Сравнение величины из п.4 с максимально возможным значением, определяемым по установленным предельным базам.
Минимальная величина дневного заработка исчисляется:
Мин.ср.дн.зар. = МРОТ на начало отпуска * 24м. / 730(731) дн.
МРОТ по годам:
- 7500 руб. – с 01июля 2016г.;
- 7800 руб. – с 01июля 2017г.
Соответственно минимальная величина заработка за 1 день:
- 246,58 руб. – если расчет проводится в период с 01июля 2016г. по 30июня 2017г.;
- 256,44 руб. – если расчет проводится в период с 01июля 2017г.
Максимальный дневной заработок считается:
Макс.ср.дн.зар. = сумма предельных баз для соц.взносов за 2 расчетных года / 730(731) дн.
Размеры предельных баз по годам:
- 624000 руб. – для 2014г.;
- 670000 руб. – для 2015г.;
- 718000 руб. – для 2016г.
Соответственно, максимальный заработок за 1 день составляет:
- 1772,60 руб. – если пособие считается в 2016г.;
- 1901,37 руб. – если пособие считается в 2017г.
По результатам проведенного сравнения возможны три ситуации, представленные в таблице:
Пример расчета, когда дневной заработок больше минимального и меньше максимального
>Работница с 16.02.2017 оформляет отпуск за ребенком, который у нее первый по счету.
Неучитываемые периоды:
- 2015г. – больничный 20дн.;
- 2016г. – больничный 39дн.
Фактические доходы:
- 2015г. – 470000руб.;
- 2016г. – 540000руб.
Порядок расчета:
- Расчетный период – 2015 и 2016гг.;
- Сумма доходов = 470000+540000 = 1010000руб.;
- Кол-во дней = (365-20) + (366-39) = 672дн.;
- Ср.зар. за 1 день = 1010000 / 672 = 1502,98 руб.
- 1502,98 больше минимально допустимого на 16.02.2017 (246,58 руб.);
- 1502,98 меньше максимально допустимого на 16.02.2016 (1901,37 руб.);
- Пособие = 1502,98 * 30,4 * 40% = 18276,24 руб.
Пример расчета, когда пособие меньше минимального
>Работница с 16.02.2017 оформляет отпуск на 1-го ребенка. За 2015-2016гг. исключаемые периоды отсутствовали.
Фактические доходы:
- 2015г. – 50000руб.;
- 2016г. – 100000руб.
Ср.зар. за 1 день по доходам = (50000+100000) / 731 = 205,21 руб. < 246,58 руб.
Так как заработок из реальных доходов меньше минимально возможного, то пособие составит 3065,69 руб.
Пример расчета, когда пособие больше максимального
>Работница с 16.02.2017 оформляет отпуск на 1-го ребенка. За 2015-2016гг. она отработала 672 дня.
Фактические доходы:
- 2015г. – 820000руб.;
- 2016г. – 780000руб.
Так как доходы больше предельных баз для социальных отчислений, установленных в размере 670000 и 718000 руб. соответственно, то в расчет принимаются доходы в пределах этих баз.
- Ср.зар. за 1 день с учетом ограничения предельными базами для соцвзносов = (670000+718000) / 672 = 2065,47 руб. > 1901,37руб.
- Пособие = 1901,37 * 30,4 * 40% = 23120,66 руб.
Порядок назначения пособия на двойню
>Если рождается двойня, то расчетная процедура проводится по каждому ребенку. Процедура расчета аналогична проводимой при рождении единственного ребенка (40% среднего заработка назначается на каждого ребенка, то есть в сумме 80%). Необходимо учесть, какие по счету дети – это необходимо для сравнения полученных размеров пособия с минимальными величинами (на 2-го ребенка минимальный порог выше, чем на первого).
Полученное суммарное пособие на двойняшек должно удовлетворять 2-ум условиям:
- Не должно быть ниже суммы минимальных пособий;
- Не должно быть выше 100% среднего заработка.
Например, пособие по среднему месячному доходу на одного ребенка 5000 руб. Для первого ребенка данная величина больше минимально допустимой, для второго – меньше, поэтому суммарное пособие = 5000 + 6131,37 = 11131,37 руб.
Если дети уже есть, то пособие на каждого ребенка нужно сравнивать с минимальным значением на 2-го ребенка. Если полученное при расчете пособие – 5000 руб., то суммарное на двух детей = 6131,37*2 = 12262,74 руб.
Пособие по уходу до 1,5 лет на ребенка-инвалида
>- Если женщина работает, то она оформляет отпуск по уходу за ребенком, и ей назначается пособие до 1,5 лет, начисленное по стандартным правилам, описанным выше.
- Если женщина не работает, то пособие ей назначается в ЦЗН в размере 3065,69, если это 1-ый ребенок, 6131,37 – если это 2-ой и последующий (с 01февр.2017г.).
- Если лицо, ухаживающее за ребенком-инвалидом, не работает, то она имеет право оформить пособие на ребенка-инвалида с детства и получать раз в месяц 5500 руб. (если это родитель, опекун, усыновитель), 1200 руб. (если это другое лицо). Данные выплаты установлены Указом 175 в ред. от 31.12.2014.
Ситуация: можно ли заменить календарные годы на более ранние для расчета пособия по уходу за ребенком, если сотрудница брала декретный отпуск у другого работодателя? В организацию она устроилась в текущем году и в этом же году идет в отпуск по уходу за ребенком.
Да, можно. Но только, если будут соблюдены определенные условия.
Ограничения на замену одного или обоих годов в расчетном периоде только периодами, когда сотрудница трудилась у последнего работодателя, нет. Однако несколько условий соблюсти все же придется. А именно:
- в результате замены размер пособия должен увеличиться (ч. 1 ст. 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ и п. 11 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375);
- сотрудница должна предъявить документы, которые подтвердят, во-первых, время, когда ей предоставили декретный отпуск, а во-вторых, размер заработка в тех годах, которые пойдут на замену в расчетный период.
Если с первым условием все понятно, то со вторым не все так просто. Подскажем.
Вообще при увольнении сотруднице должны были выдать специальную справку. Она как раз и подтверждает размер выплат сотруднице, а также периоды, когда она была в декретном отпуске (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, п. 1 Порядка, изложенного в приложении 2 к приказу Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 182н).
Однако справку выдают только за два последних года работы. Оформлять справку за более ранние периоды предыдущий работодатель не обязан (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). Без подобной справки за более ранние периоды получить точную информацию для расчета не получится.
Как же в этой ситуации поступить? Часть необходимых сведений можно получить в Пенсионном фонде РФ. В результате вам выдадут сведения по особой форме. Но в ней будет лишь общая сумма заработка сотрудницы. Сведений о тех днях, что нужно исключить из расчетного периода, в форме не предусмотрено.
Вот и получается, что полноценным источником информации, необходимой для расчета пособия, может стать только прежний работодатель. А значит, если сотрудница хочет перенести годы из расчетного периода, ей придется договориться с ним. Если это удастся, то бывший работодатель может предоставить ей необходимые сведения, дополнив справку за два последних года. Для этого он может добавить в форму дополнительные строки. Порядок ее выдачи, изложенный в приложении 2 к приказу Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 182н, этого не запрещает. Такой вывод следует и из письма ФСС России от 24 июля 2013 г. № 15-02-01/12-5174л.
Пример представления сотрудницей документов для расчета пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. В периоде, предшествующем году начала отпуска по уходу за ребенком, сотрудница находилась в декретном отпуске у другого работодателя
Сотрудница организации Е.В. Иванова устроилась на предприятие в феврале 2016 года и в этом же году ушла в отпуск по уходу за ребенком. В 2015 году она работала в другой организации, где ей и оформили декретный отпуск.
В расчетный период для начисления пособия по уходу за ребенком входят 2014 и 2015 годы. Однако в 2015 году сотрудница была в декретном отпуске. Поэтому Иванова попросила заменить 2015 год расчетного периода на 2013 год, который она полностью отработала. Таким образом, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет сотруднице будет рассчитано исходя из заработка за 2013 и 2014 годы.
Поскольку Иванова уволилась от предыдущего работодателя в 2016 году, то при увольнении предыдущий работодатель выдал ей справку о сумме заработка за 2014 и 2015 годы.
Для замены соответствующего периода (2015 год) предшествующим календарным годом (2013 год) Иванова представила в организацию следующие документы:
- заявление о переносе одного года расчетного периода (с 2015 года на 2013 год);
- справку о сумме заработка с предыдущего места работы за 2013 год.
Справку о сумме заработка за 2014 и 2015 годы Иванова представила ранее - при приеме на работу в феврале 2016 года.
Пересчитать пособие придется, только если прерванный отпуск по уходу за ребенком начнется уже в следующем году. Ведь тогда для расчета пособия нужно будет взять заработок за другие годы - сместится расчетный период.
Для того чтобы прервать отпуск по уходу за ребенком, сотрудник пишет заявление. Когда же он решит возобновить прерванный отпуск, ежемесячное пособие нужно назначить заново. Объяснение простое - определять размер пособия нужно на момент страхового случая. То есть когда отпуск по уходу за ребенком будет возобновлен.
Вот и получается, если отпуск возобновлен в том же году, для которого уже считали пособие, то определять его размер заново не нужно. И наоборот, если отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет начнется в следующем году, то для расчета пособия нужно будет взять заработок за другой период. Конечно, если сотрудник не напишет заявление на перенос расчетного периода на те же годы, по которым считали пособие ранее. Тогда опять же пересчитывать пособие не придется.
Чтобы было понятнее, разберем все три варианта на примерах.
Отпуск по уходу за ребенком возобновлен в следующем году
Сотрудница с 20 февраля 2015 года в отпуске по уходу за ребенком, но при этом работает на условиях неполного рабочего дня. Расчетный период - 2013 и 2014 годы. 1 февраля 2016 года сотрудница прерывает отпуск по уходу за ребенком и выходит в ежегодный оплачиваемый отпуск на 14 календарных дней. С 15 февраля 2016 года отпуск по уходу за ребенком возобновлен. Пособие по уходу за ребенком назначено заново. При этом расчетный период изменился на 2014 и 2015 годы. Следовательно, пособие нужно пересчитать.
Отпуск по уходу за ребенком возобновлен в следующем году. Сотрудник воспользовался правом перенести расчетный период на предшествующие годы
Сотрудник с 20 февраля 2015 года находится в отпуске по уходу за ребенком, но при этом работает на условиях неполного рабочего дня. Расчетный период - 2013 и 2014 годы. 1 февраля 2016 года сотрудник прерывает отпуск по уходу за ребенком и выходит в ежегодный оплачиваемый отпуск на 14 календарных дней. С 15 февраля 2016 года отпуск по уходу за ребенком возобновлен. Пособие по уходу за ребенком назначено заново. При этом годы, предшествующие году возобновления отпуска (2014-й и 2015-й), сотрудница для целей расчета пособия попросила заменить на 2013-й и 2014-й. Так как в итоге расчетный период остался прежним, пересчитывать пособие не нужно.
Отпуск по уходу за ребенком возобновлен в том же году
Сотрудница с 20 февраля 2016 года находится в отпуске по уходу за ребенком, но при этом работает на условиях неполного рабочего дня. Расчетный период - 2014 и 2015 годы. 1 апреля 2016 года сотрудница прерывает отпуск по уходу за ребенком и уходит в ежегодный оплачиваемый отпуск на 14 календарных дней. С 15 апреля 2016 года отпуск по уходу за ребенком возобновлен. Пособие по уходу за ребенком назначено заново. Поскольку расчетный период остался прежним - 2014 и 2015 годы, пособие пересчитывать не нужно.
Все это следует из частей 1 и 3.1 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ и писем ФСС России от 14 июля 2014 г. № 17-03-14/06-7836, от 11 января 2013 г. № 15-03-18/12-169, Роструда от 15 октября 2012 г. № ПГ/8139-6-1.
Обратите внимание, если сотрудник в отпуске по уходу за ребенком не один год, пособие необходимо индексировать .
Средний заработок для расчета пособия
>В средний заработок для расчета пособия включите все выплаты и иные вознаграждения, с которых начислены взносы в ФСС России . Это предусмотрено пунктом 2 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, пунктом 2 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375.
Выплаты, на которые взносы в ФСС России не начисляют, в средний заработок расчетного периода не включайте. Например, к таким выплатам относятся больничные пособия и пособия по беременности и родам (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Важно помнить, что средний заработок за каждый год расчетного периода можно взять только в пределах базы для начисления взносов в ФСС России. То есть не больше следующих сумм:
- в 2015 году - 670 000 руб.;
- в 2014 году - 624 000 руб.;
- в 2013 году - 568 000 руб.;
- в 2012 году - 512 000 руб.;
- в 2011 году - 463 000 руб.;
- в 2010 году - 415 000 руб.
Такой порядок установлен частью 3.2 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ и частью статьи 2 Закона от 8 декабря 2010 г. № 343-ФЗ.
Среднедневной заработок
>После того как вы определились с расчетным периодом и тем, какие суммы нужно учесть, можно считать размер среднедневного заработка. Для этого воспользуйтесь формулой:
Такой порядок установлен частями 3.1 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.
После того как определите среднедневной заработок сотрудника, проверьте, не превышает ли он предельное значение. Определить его можно по следующей формуле:
Если среднедневной заработок окажется больше максимального, то для расчета пособия взять нужно будет именно предельное значение.
Такой порядок установлен частью 3.3 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.
Пример расчета среднедневного заработка для расчета пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет
Сотрудница организации в 2016 году уходит в отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет. Ухаживать она будет за внуком.
В расчетном периоде всего 730 календарных дней. Однако из них бухгалтер исключил время, когда сотрудница болела - 45 календарных дней.
Средний заработок составил:
- 630 000 руб. - за 2014 год;
- 620 000 руб. - за 2015 год.
Предельная база для расчета страховых взносов в ФСС России:
- 624 000 руб. - за 2014 год;
- 670 000 руб. - за 2015 год.
С учетом предельного размера базы для страховых взносов в ФСС России для расчета среднедневного заработка бухгалтер учла:
- 624 000 руб. - за 2014 год (630 000 руб. > 624 000 руб.);
- 620 000 руб. - за 2015 год (620 000 руб. < 670 000 руб.).
1816,06 руб. ((624 000 руб. + 620 000 руб.) : (730 дн. - 45 дн.)).
После этого бухгалтер определила максимальное значение среднедневного заработка:
1772,60 руб. ((624 000 руб. + 670 000 руб.) : 730 дн.).
Так как полученное максимальное значение меньше расчетного (1816,06 руб. > 1772,60 руб.), именно его бухгалтер использовала, когда определяла пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Ситуация: нужно ли пересчитать ежемесячное пособие, если отпуск по уходу за ребенком длится больше года? В первом году фактический средний дневной заработок был больше максимального размера, а в следующем стал меньше этого предела.
Нет, не нужно.
Независимо от того, как меняется среднедневной заработок или его предельное значение, пособие надо платить исходя из тех сумм, что были определены на момент, когда сотрудник ушел в отпуск. При этом не имеет значения, сколько лет сотрудник будет ухаживать за ребенком. Пересчитать пособие придется, лишь когда отпуск прерывают и возобновляют уже в следующем году.
Пример определения среднего дневного заработка для расчета пособия по уходу за ребенком. В год начала отпуска фактический средний дневной заработок превысил максимальный размер, а в следующем году стал меньше максимума
Секретарь организации Е.В. Иванова со 2 сентября 2015 года ушла в отпуск по уходу за ребенком.
Для расчета пособия по уходу за ребенком бухгалтер определил ее фактический средний дневной заработок исходя из заработка за расчетный период (2013 и 2014 годы). Фактический средний дневной заработок составил 1700 руб./дн.
Максимальное значение среднедневного заработка за эти периоды равно:
1632,88 руб./дн. ((568 000 руб. + 624 000 руб.) : 730 дн.).
Эта величина больше максимального значения (1700 руб./дн. > 1632,88 руб./дн.).
Поэтому в 2015 году бухгалтер начислял ежемесячное пособие по уходу за ребенком исходя из максимального размера среднего дневного заработка (1632,88 руб./дн.).
В 2016 году максимальный размер среднего дневного заработка составляет уже 1772,60 руб./дн. Эта величина больше фактического среднего дневного заработка сотрудницы (1772,60 руб./дн. > 1700 руб./дн.).
Несмотря на это, бухгалтер и в 2016 году продолжает начислять ежемесячное пособие по уходу за ребенком исходя из максимального размера среднего дневного заработка, установленного на 2015 год. То есть 1632,88 руб./дн.
Обратите внимание, если сотрудник в отпуске по уходу за ребенком не один год, пособие необходимо индексировать .

