Как называется пособие до 1.5 лет. Какой размер пособия при рождении, по уходу за ребенком, по беременности и родам

Как называется пособие до 1.5 лет. Какой размер пособия при рождении, по уходу за ребенком, по беременности и родам

Граждане, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 1,5 лет, имеют право на получение ежемесячного пособия.

Лица, которые имеют несколько оснований для пособия по уходу за ребенком, вправе выбирать, по какому именно из них они будут получать пособие.

Порядок назначения пособия по уходу за ребенком

>

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет могут оформить как трудоустроенные, так и безработные родители, опекуны и другие родственники. Однако условия назначения и размеры выплат отличаются в зависимости от категории получателя.

За получением пособия может обратиться либо один из родителей, либо ближайший родственник, который действительно ухаживает за данным ребенком. При этом выплата за ним сохраняется, если он работает на неполный рабочий день. Бабушки, дедушки и другие родные оформить пособие могут только по месту работы .

Для всех вышеуказанных лиц пособие выплачивается по день исполнения ребенку полутора лет. Допустимый период обращения за выплатой составляет полгода после достижения ребенком возраста 1.5 лет.

  1. При наступлении обстоятельств, которые могут повлиять на право получения пособия или на изменение его размеров (смерть ребенка, трудоустройство родителя и др.), получатели обязаны в течение месяца оповестить ОСЗН или работодателя об этом. Перечисления прекращаются со следующего месяца после наступления причин, повлиявших на выплату.
  2. Если во время пребывания в отпуске по уходу за ребенком женщина получает право на отпуск по беременности и родам (новый декрет при рождении второго ребенка или последующего), ей предоставляется право самостоятельно сделать выбор одного из двух положенных ей пособий.

Размер ежемесячного пособия на ребенка до 1.5 лет в 2018 году

>

Ежемесячная сумма выплаты работающим гражданам составляет 40% среднего дохода , на который осуществляется начисление страховых взносов. Данная величина не может быть ниже установленных минимальных и максимальных размеров. В районах, в которых к расчету заработной платы применяются региональные коэффициенты к этим размерам они применяются тоже. При одновременном уходе за несколькими детьми до 1.5 лет пособия рассчитываются на каждого ребенка, однако в сумме они не должны превышать 100% среднего заработка.

Неработающим пособия выплачиваются в минимальных размерах , в зависимости от числа детей, рожденных ранее матерью этого же ребенка. С 1 февраля 2018 года они составляют:

  • 3142,33 руб. - на первого по числу рожденных;
  • 6284,65 руб. - на второго и последующих детей.

Максимальные размеры пособия, в текущем году следующие:

  • для трудоустроенных - 24 536,55 руб.;
  • военнослужащим и уволенным во время отпуска по уходу или при ликвидации организации - 12 569,33 руб.

Гражданам, которые осуществляют уход за ребенком в возрасте до 1.5 лет (рожденного после 1.07.2016 г.) и при этом постоянно проживают или работают на территории с правом на отселение, которая подверглась радиационному воздействию из-за Чернобыльской катастрофы , на основании со ст. 18 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. предоставляется чернобыльская доплата в размере 3241,05 рублей к пособию по уходу до 1,5 лет.

Порядок оформления пособия для неработающих

>

В отделе социальной защиты населения (ОСЗН) следующие категории неработающих граждан могут оформить выплату для осуществления ухода за ребенком до 1,5 лет:

  • один из родителей или опекун , который относится хотя бы к одной из следующих социальных групп:
    • безработным, не получающие пособие не бирже труда;
    • уволенным, в период отпуска по уходу (в том числе и при ликвидации предприятия);
    • студентам;
    • неработающим женам, военнослужащих по контракту;
    • предпринимателям, не уплачивающим страховые взносы в ФСС.
  • родственники , только в случае если родители:
    • по состоянию здоровья не могут заниматься уходом за ребенком;
    • умерли или лишены (ограничены) родительских прав;
    • находятся в местах лишения свободы;
    • отказались от воспитания ребенка, определив его в детский дом, интернат или другое социальное учреждение на полное государственное обеспечение.

Лица, у которых есть право на пособия по безработице и по уходу, имеют право выбрать , по какому именно из двух оснований они будут получать выплаты. Если выбрали получение пособия от Соцзащиты (ОСЗН), тогда оно назначается со дня рождения ребенка одному из его неработающих родителей, зарегистрированному с новорожденным по одному адресу .

Студенты тоже могут оформить выплату по уходу за ребенком в ОСЗН с момента рождения либо по истечении , если они его оформляли в своем образовательном учреждении.

Какие нужны документы и сроки перечисления выплаты

>

Неработающие граждане , чтобы получать данное пособие, представляют в районный отдел социальной защиты населения (ОСЗН) необходимый пакет документов:

  • копия свидетельства о рождении данного ребенка и предыдущего;
  • справка о совместном проживании заявителя с новорожденным;
  • трудовая книжка (диплом, аттестат или военный билет);
  • справка из органов занятости о том, что не осуществляются выплаты по безработице;
  • справка с работы (учебы) второго родителя, о том, что отпуск по уходу ему не назначался и не выплачивался на этого ребенка;
  • копия паспорта и номера лицевого счета получателя.

Матери, уволенные в связи с тем, что организация была ликвидирована в период их беременности или во время отпуска по уходу за ребенком до наступления 1.5 лет, и не имеющие пособия по безработице, все необходимые документы должны представлять в ОСЗН. Для них к вышеуказанному комплекту документов добавляются:

  • приказ о назначении отпуска на работе;
  • справка о выплате с указанием периода и рассчитанного ежемесячного размера пособия.

Неработающие в том случае, если они не получают выплат по безработице, каждый месяц получают пособие по уходу за ребенком со дня его рождения в органах социальной защиты населения (ОСЗН) по месту своего жительства. Выплаты проводятся в определенные сроки, но не позже 26 числа следующего месяца после подачи заявления.

Условия получения ежемесячной выплаты для работающих

>

Работающая мать после отпуска по беременности и родам может написать заявление по месту своей работы на отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, а также на получение ежемесячного пособия, которое выплачивается только достижения возраста 1.5 лет.

Если она посчитает нужным выйти на работу до исполнения ребенку полутора лет , то существует несколько вариантов сохранения данной выплаты:

  • перейти по месту работы на условия сокращенного рабочего дня , при этом начисления пособия будут осуществляться ей же;
  • оформить пособие на отца ребенка:
    • на трудоустроенного по месту его работы;
    • на неработающего в Соцзащите по месту жительства, при условии, что он:
      • не получает пособие по безработице в центре занятости населения (ЦЗН);
      • прописан совместно с данным ребенком;
    • обратиться за выплатой к своему работодателю следует одному из трудоустроенных родственников , который будет заниматься уходом за этим малышом, в то время как мама будет на работе.

Трудоустроенные граждане могут использовать свой отпуск по частям , к примеру, несколько месяцев за ребенком смотрит один член семьи, оставшуюся часть отпуска - другой. Либо не оформлять отпуск по уходу , а работать на неполный рабочий день с сохранением частичной зарплаты и получать полный размер пособия.

Расчет пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году (пример)

>

Расчет суммы пособия производится, исходя из среднего заработка работающего лица, высчитанного за два календарных года, предшествовавших году ухода в отпуск, также за период работы у других страхователей.

Для расчета суммы пособия для женщин, уходящих в отпуск по уходу за ребенком в 2017 году, используется следующий алгоритм :

П = (СЗ 2015 + СЗ 2016) / (731 – исключаемые дни) × 30,4 × 40%,

  • П - размер пособия;
  • СЗ - средний заработок за указанный год (в расчет принимаются два полных предыдущих года, соответственно в 2017 году - 2015 и 2016 гг.);
  • 731 - количество дней в этих двух годах;
  • 30,4 - среднее количество календарных дней в месяце.

Для предпринимателей , частных нотариусов и адвокатов, уплативших добровольно страховые взносы за предыдущий год, ежемесячное пособие до 1.5 лет выплачивается в минимальных размерах , не рассчитывая их средний заработок.

Сроки оформления и необходимые документы

>

Выплата детского пособия до 1.5 лет работающим проводится в те же дни, что и выплата зарплаты. Для его получения заявление должно быть написано не позже шести месяцев после того, как закончился отпуск по беременности и родам (БиР). Заключение о предоставлении пособия принимается в десятидневный срок со времени его подачи. Выплата назначается сразу за последним оплаченным днем пособия по БиР.

Если ежемесячная сумма по уходу больше, чем величина, рассчитанная за месяц по БиР, то женщина после родов может отказаться от выплат по БиР и сразу оформить пособие до 1.5 лет. Тогда эту выплату установят с рождения ребенка с зачетом ранее выплаченной по БиР.

Для того чтобы каждый месяц получать выплаты по уходу за ребенком до 1,5 лет, официально трудоустроенные лица должны предоставить в бухгалтерию по месту работы следующие документы:

  • заявление о предоставлении отпуска;
  • заявление о начислении пособия;
  • свидетельство (копию) о рождении ребенка;
  • свидетельство и его копию о рождении или усыновлении (смерти) предыдущего ребенка;
  • справка с места работы или учебы другого родителя, где говорится о том, что он не использует свой отпуск и не получает пособие (для безработных из отдела соцзащиты справка о неполучении этого пособия);
  • паспорт заявителя.

Работающие граждане представляют все справки по месту работы или учебы того, кто фактически будет осуществлять уход за ребенком, то есть того, кто находится в отпуске по уходу.

21.05.2017, 17:50

Какой максимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2017 году? Как рассчитывается эта сумма? Правда ли, что по рекомендациям Минтруда в 2017 году максимальный размер пособия был снижен? Нужно ли производить перерасчет уже назначенных максимальных пособий по уходу за ребенком? Давайте разбираться.

Вводная информация о пособии по уходу за ребенком

>

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет полагается работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. В этот период работнику ежемесячно нужно выплачивать:

  • пособие по уходу за ребенком за счет средств ФСС до достижения ребенком возраста 1,5 лет;
  • компенсация за счет средств работодателя до достижения ребенком возраста трех лет (50 рублей).

Отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен не только матери ребенка. Его может получить любой родственник, фактически ухаживающий за ним (отец, бабушка, дедушка, другой родственник).

Минимальная сумма пособия

>

Законодательство гарантирует, что любой работник вправе рассчитывать на минимальный размер пособий по уходу за ребенком до 1, 5 лет. В 2017 году минимальные размеры пособия менялись. Приведем минимальные размеры в таблице:

Минимальные размеры пособия по уходу за ребенком в 2017 году
Период Сумма
Январь 2017 года 3000 р. – по уходу за первым ребенком
5817,24 р. – по уходу за вторым и последующими детьми
С 1 февраля по 30 июня 2017 года 3065,69 р. - по уходу за первым ребенком
С 1 июля 2017 года 3120 р. - по уходу за первым ребенком
6131,37 р. - по уходу за вторым и последующими детьми

В районах и местностях, в которых применяют районные коэффициенты к заработной плате, минимальные размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

Максимальная сумма пособия

>

Максимальный заработок для расчета пособия

>

Максимальным размером пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2017 году не ограничено. Однако ограничен размер среднего дневного заработка, из которого рассчитывается пособие.

Размер среднего дневного заработка для расчета пособия не может превышать сумму предельных величин базы для начисления страховых взносов за два года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, деленной на 730 (ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому в целях определения максимального размера среднего дневного заработка применяют такую формулу:

Максимальная величина среднего дневного заработка = Сумма предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС за два предшествующих года / 730

Получается, если отпуск работника начнется в 2017 году, нужно принимать во внимание значения предельных величин базы для начисления взносов в ФСС за 2015 и 2016 годы. В 2015 году предельная величина базы равнялась 670 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 04.12.14 № 1316), а в 2016 году – 718 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265).

Следовательно, в 2017 году максимальное значение среднего дневного заработка для расчета пособия составляет1901,37 руб. (670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730. Отметим, что точное значение равно 1901,3698630136 рублей, однако в дальнейших расчетах мы будем использовать 1901,37 рублей.

Максимальный размер пособия на одного ребенка

>

Далее нужно умножить средний дневной заработок на среднемесячное число календарных дней, равное 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Итого в 2017 году максимальный размер среднемесячного заработка для расчета пособия составит 57 801, 64 руб. (1901,37 руб. × 30,4).

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в общем случае равен 40% от среднего заработка за месяц (ч. 1 ст. 15 Закона № 81-ФЗ). Поэтому в 2017 году максимальная сумма ежемесячного пособия на одного ребенка составляет 23 120,66 руб. (57 801,64 руб. × 40%). Именно эту сумму должны возместить из ФСС.

Пример. С 16 января 2017 года работница ООО «Катюша» Петренко Е.А. уходит в отпуск по уходу за ребенком. Расчетный период – 2015 и 2016 год. В 2016 году 25 календарных дней женщина была на больничном, 124 дня - в отпуске по беременности и родам.

Зарплата за 2015 год – 350 000 руб., за 2016 год – 240 000 руб. Количество дней в расчетном периоде - 582 дн. (365 + 366 – 25 – 124). Среднедневной заработок - 1013,745704 руб. ((350 000 руб. + 240 000 руб.) / 582 дн.).

Поэтому ежемесячное пособие по уходу за ребенком составит – 12 327,15 руб. (1013,745704 руб. × 40% × 30,4 дн.).

Максимальный размер пособия на нескольких детей

>

Ограничен ли максимальный размер общей суммы пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, если пособия выплачивают на нескольких детей? Да, общи размер пособия, рассчитанный исходя из среднего заработка, не может превышать 100 процентов среднего заработка. Однако в то же время полученная сумма не должна быть меньше суммированного минимального размера. Приведем пример расчета пособия на нескольких детей в 2017 году.

Пример. Работница (Лопатина О.С.) ушла в отпуск по уходу за ребенком 29 апреля 2017 года. У Лопатиной – родилось сразу два ребенка. Поясним, как рассчитать ей пособие по уходу за детьми.

Расчетный период – с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. Количество календарных дней в 2015–2016 годах равно 731. Календарных дней, исключаемых из расчетного периода, у Лопатиной нет.

Заработок сотрудницы за расчетный период составил:

  • в 2015 году – 200 000 руб. (< 670 000 руб.);
  • в 2016 году – 140 000 руб. (< 718 000 руб.).

Среднедневной заработок равен: 465,12 руб. (200 000 руб. + 140 000 руб.) /731 дн. Он меньше максимального среднего дневного заработка – 1901,37 руб. Поэтому средний заработок за календарный месяц нужно рассчитать таким образом: 465,12 руб./дн. × 30,4 дн. = 14 139,53 руб.

Сумма пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 40 процентов среднего заработка сотрудницы за календарный месяц: 14 139, 53 руб. × 40% = 5655, 81 руб.

Размер пособия на первого ребенка, рассчитанного исходя из среднего заработка (5655, 81 руб.), больше минимального (3065,69 руб.). Поэтому в расчет бухгалтер принял 5655, 81 руб.

На второго ребенка минимальное пособие составляет уже 6131,37 руб., что больше выплаты, рассчитанной исходя из среднего заработка (5655, 81 руб.). Поэтому на второго ребенка Иванова получит ежемесячное пособие в сумме 6131,37 руб.

Таким образом, общая сумма пособия на двоих детей составила 11 787,18 руб. (5655, 81 руб. + 6131,37 руб.) в месяц. Этот показатель меньше среднего заработка сотрудницы за полный календарный месяц (14 139, 53 руб.). Ежемесячная сумма пособия составляет 11 787,18 руб.

Неоднозначное разъяснение Минтруда о снижении максимальной суммы

>

В 2017 году вышло довольно спорное письмо Минтруда России от 3 марта 2017 № 17-1/ООГ-314. В этом письме специалисты министерства рассуждают о максимальной допустимой сумме пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, которую можно возместить из ФСС. Спорность заключается в том, что Сумма пособия получилась меньше, чем по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ.

Чтобы рассчитать максимальное пособие, Минтруд разделил предельную сумму выплат, которые учитывают при расчете пособия в 2017 году, на 731 день. Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет получилась 23 089,03 руб. (670 000 руб. + 718 000 руб.): 731 дн. × 30,4 × 40%.

Однако, как мы уже сказали, по законодательству средний дневной заработок для расчета детских пособий в 2017 году не может превышать 1901,37 руб. [(670 000 руб. + 718 000 руб.): 730 дн.. То есть по закону максимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2017 году составляет 23 120,66 руб. (1901,37 руб. × 30,4 × 40%).

Нужно ли в связи с появлением комментируемого письма работодателям пересматривать уже назначенные пособия в меньшую сторону? По нашему мнению – нет, не нужно, поскольку приведенный расчет противоречит нормам законодательства. На наш взгляд, лучше дождаться дополнительных разъяснений на этот счет от Минтруда или ФСС. Однако, безусловно, этот вопрос остается на усмотрение работодателей. Не исключаем, что если выплачивать максимальные пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 23 120,66 руб., то с возмещением могут возникнуть проблемы, поскольку эта сумма больше рекомендованной Минтрудом России – 23 089,03 руб.

Заметим, что среди бухгалтеров уже идут споры о порядке применения письма Минтруда от 3 марта 2017 № 17-1/ООГ-314. Вот как предлагают действовать на одном из бухгалтерских форумов:

Как применять Письмо Минтруда

Предположим, что заработок работницы за 2016 и 2015 годы равен предельным величинам баз для начисления взносам (718 000 и 670 000 руб.).

Если расчетный период женщиной был отработан полностью, то средний дневной заработок равен 1898,77 руб. (718 000 руб. + 670 000 руб.): 731 дн. Он меньше максимального среднедневного заработка 1901,37 руб. (718 000 руб. + 670 000 руб.) / 730 дн.. Поэтому пособие, на которое может рассчитывать сотрудница, равно 23 089,03 руб. (1898,77 руб. × 30,4 × 40%).

Если же расчетный период отработан не полностью (допустим, сотрудница болела пять дней), то средний дневной заработок составит 1911,85 руб. (718 000 руб. + 670 000 руб.) / (731 дн. – 5 дн.). Это больше 1901,37 руб. Поэтому максимальное пособие по уходу за ребенком составит 23 120,66 руб. (1901,37 × 30,4 × 40%).

Сотрудницы, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет или собираются в такой отпуск, числятся практически в каждой организации.

По окончании декретного отпуска женщине предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет (). До достижения ребенком 1,5 лет женщине положено пособие, выплачиваемое за счет средств ФСС РФ.

Получать данное пособие может любой родственник, который фактически ухаживает за ребенком: мама, папа, бабушка, дедушка или опекун. Использование отпуска по уходу за ребенком возможно полностью или по частям (например, какой-то период с ребенком сидит мама, а затем папа).

От 1,5 лет до 3-х лет работница может претендовать на выплату компенсации в размере 50 руб. Согласно , п. п. 11, 20 Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат, организация обязана выплачивать работнику (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком) ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 руб.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет: что изменилось в 2016 году

>

Из расчетного периода 2014 года исключаются 14 дн. пособия по временной нетрудоспособности.

2015 год — 550 340 руб., которая состоит:

  • оклад — 365 988 руб.
  • премия за производственные результаты — 156 852 руб.
  • компенсация за молоко за вредные условия труда — 2 500 руб.
  • премия к профессиональному празднику — 25 000 руб.

Из вышеуказанных начислений исключаем компенсацию за молоко за вредные условия труда — 2 500 руб., так как она не облагается страховыми взносами ().

Фактически среднедневной заработок составит:

(645 105 + 550 340) - 4 000 — 24 500 — 2 500 = 1 164 445 руб.

1 164 445 руб./ (730 дн.-14 дн.) = 1 626,31 руб.

Сравниваем с максимальным размером среднедневного заработка в 2016 году — 1 772,60 руб. Фактический показатель меньше максимального: 1 626,31 руб. < 1 772,60 руб.

1 626,31 х 30,4 Х 40 % = 19 775,93 руб.

Следовательно, работнику полагается ежемесячное пособие в размере 19 775,93 руб. до достижения ребенку 1,5 года.

Б. Работнице предприятия с 14 апреля 2016 года установлено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Заработная плата за 2014 и 2015 год составила 828 000 руб., в том числе:

2014 год — 338 000 руб., которая состоит:

  • оклад — 286 000 руб.
  • премия — 27 500 руб.
  • отпуск оплачиваемый — 24 500 руб. (18 дн.)

2015 год — 490 000 руб., которая состоит:

  • оклад — 371 654 руб.
  • премия — 68 432 руб.
  • отпуск без оплаты (15 дн.)
  • отпуск оплачиваемый — 31 568 руб. (24 дн.)
  • пособие по временной нетрудоспособности — 18 346 руб. (14 дн.)

Из расчетного периода исключается пособие по временной нетрудоспособности 18 346 руб. и кол-во дней, приходящихся на время болезни.

При этом следует отметить, что количество календарных дней, приходящихся на отпуск без оплаты, не исключается из расчетного периода.

Фактический среднедневной заработок составит:

338 000 руб. + (490 000 руб. - 18 346 руб.) = 809 654 руб.

809 654: (730 дн. - 14 дн.) = 1 130,80 руб.

Сравниваем с максимальным размером среднедневного заработка в 2016 году — 1 772,60 руб. Фактический показатель меньше максимального 1 130,80 руб. < 1 772,60 руб.

Рассчитаем размер ежемесячного пособия:

1 130,80 х 30,4 Х 40 % = 13 750,53 руб.

Рассчитанное пособие не превышает максимальный предел, установленный с 1 февраля 2016 года — 21 554,85 руб.

Следовательно, сотруднице полагается ежемесячное пособие в размере 13 750,53 руб. до достижения ребенку 1,5 лет.

Пособия по уходу за ребенком работникам, проживающим в зоне, подвергшейся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

В ряде регионов имеются территории, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Назначение пособия в этих регионах отличается от стандартного порядка.

В этом случае женщина, находясь в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, может рассчитывать на ежемесячное пособие в двойном размере, если работает на условиях неполного рабочего времени или на дому либо продолжает обучение. Выплата пособия прекращается, когда женщина выходит на работу на условиях полного рабочего времени.

© 2024 hozferma.vip - Справочник садовода. Грядки, благоустройство, подсобное хозяйство